ТПК "ГОРИЗОНТ"

Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903

С самого начала Великой Отечественной войны советское командование разработало план борьбы с немецкими захватчиками на оккупированных территориях. Уже 29 июня 1941 года была выпущена директива Совета Народных Комиссаров СССР №П509 «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков», в которой требовалось «…В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии, для разжигания партизанской войны всюду и везде, для взрыва мостов, дорог, порчи телефонной и телеграфной связи, поджога складов и т. д. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия…». Для подготовки и координации деятельности партизанских и диверсионных формирований в июне 1941 года была создана войсковая часть №9903, которая вошла в историю, как особая разведывательно-партизанская организация.

Её командный состав был укомплектован офицерами из числа слушателей Военной академии им. М.В. Фрунзе. Личный состав части составляли комсомольцы-добровольцы Москвы и Московской области, других городов Советского Союза, а также добровольцы из числа красноармейцев и командиров действующих частей Красной Армии. Комсомольцы-добровольцы прибывали по путёвкам от комитетов ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодёжи — прим. авт.).

Основными направлениями деятельности части являлись:

— организация, подготовка и переброска в тыл противника боевых разведывательно-диверсионных групп, на которые возлагались задачи: ведение активной разведки войск противника, минирование дорог, уничтожение мостов на шоссейных и железных дорогах, устройство засад на дорогах с целью уничтожения колонн автомашин и мелких групп врага, его телефонной и телеграфной связи, складов с боеприпасами и горючим, организация крушений железнодорожных поездов с живой силой и боевой техникой захватчиков;

 создание в прифронтовой полосе, там, где это вызывалось необходимостью, партизанских отрядов из комсомольцев и коммунистов, и подготовка их к боевым действиям на случай занятия данной местности противником.

Первоначально воинская часть №9903 представляла собой небольшую группу офицеров из семи человек во главе с полковником Смирновым Андреем Ермолаевичем и майором Спрогисом Артуром Карловичем.

В группу вошли: капитан А.Я. Азаров, старшие лейтенанты И.Н. Банов, Ф.И. Коваленко, И.И. Матусевич, А.К. Мегера. 27 июня 1941 г. группа прибыла в штаб Западного фронта, расположившегося в лесах восточнее Могилёва, и приступила к работе. Работу в войсках проводили попарно: Спрогис А.К. и Коваленко Ф.И., Азаров А.Я. и Банов И.Н., Мегера А.К. и Матусевич И.И. В июле 1941 г. в часть прибыло пополнение офицеров из числа слушателей Военной академии им. М.В. Фрунзе, в том числе: капитаны Ф.И. Батурин, А.В. Щербинин, А.А. Алёшин, старшие лейтенанты М.А. Клеймёнов, С.М. Грабарь, Ф.А. Старовойтов, Д.А. Селиванов, Г. Веселов, военврач 3-го ранга Галикеев И.З.

Работая в войсках с целью подбора необходимых людей для выполнения заданий в тылу врага, офицеры части встретились с определёнными трудностями.

Беспрерывное отступление наших войск и невозможность установления устойчивой связи с группами, направляемыми на задание; нежелание командиров частей отпускать людей, отобранных для работы в тылу противника; отсутствие опыта разведывательной работы в военное время у подавляющего большинства личного состава части.

В связи с этим работа шла медленно и не всегда качественно. В июле-августе удалось организовать и направить в тыл противника несколько групп, однако устойчивая связь поддерживалась с тремя из них — младшего политрука Русакова Матвея в районе западнее Двины, Сороки Григория в районе западнее Смоленска и Юденкова Андрея в районе Ельня, Дорогобуж.

Требовалась немедленная перестройка работы части в соответствии с требованиями конкретных условий войны.

Майор Спрогис А.К.
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №2
Артур Спрогис и Елизавета Паршина в отряде испанских партизан (3 фото).
Майор Спрогис А.К.

В конце августа командиром части был назначен майор Спрогис А.К., военным комиссаром части — полковой комиссар Дронов Никита Дорофеевич. Вступив в должность, майор Спрогис в кратчайший срок сумел перестроить работу части и подготовить её к более масштабным, активным и решительным действиям в тылу противника в самые трудные и опасные для столицы дни и месяца осени 1941 года.

Работа по организации и подготовке боевых групп проводилась на базах части: совхоз Александрино, севернее Вязьмы (июль-август 1941 г.); город Вязьма (сентябрь 1941 г.); помещение детского сада, район станции Жаворонка (октябрь 1941 г.); помещение детского сада, район «Зелёные дачи» в районе Кунцево (ноябрь 1941 г.); здание Московского энергетического института по Красноказарменной улице, дом 14 (конец ноября 1941 г. — декабрь 1942 г.).

В первую очередь был решен вопрос о массовом наборе комсомольцев-добровольцев из Москвы и Московской области через комитеты ВЛКСМ. Наплыв добровольцев превзошёл все ожидания.

Через комиссию по отбору, созданную из представителей ЦК (Центральный комитет — прим. авт.), МК И МГК ВЛКСМ при участи Спрогиса А.К. прошли до трёх тысяч комсомольцев.

В результате индивидуального отбора в часть было зачислено около двух тысяч человек. Это был цвет молодёжи, передовые представители комсомола столицы и столичной области, воспитанные Коммунистической партией, как и всё предвоенное молодое поколение страны, на революционных и боевых традициях, в духе беззаветной любви к социалистической Родине. Сердца их кипели гневом к немецко-фашистским захватчикам. Полные отваги, они были готовы выполнить любое задание командования, не щадя сил, а в случае необходимости, то и самой жизни.

Партизанская группа Лели Колесовой
Партизанская группа Лели Колесовой

Среди них больше половины были девчонки 20, 18, даже 17 лет. А вопросы этим молоденьким представительницам слабого пола комсомольские вожаки задавали совсем не женские. Например, юную Милу Хотовицкую члены комиссии спросили: «Сможешь ли убить человека ножом, если встретишься с ним в лесу и так сложатся обстоятельства, что это будет необходимо?» На это она ответила: «Мне трудно сказать, здесь все свои, и я не смогу такого представить, но, если нужно будет для дела, наверное, смогу». «А прыгнешь с парашютом?» — «Конечно, страшно, но смогу!».

После отбора комиссия рекомендовала к зачислению в часть две тысячи человек. 15 октября первая группа — около сотни юношей и девушек — прибыла на базу в/ч 9903, которая располагалась тогда у железнодорожной станции Жаворонки в километрах 30 к западу от Москвы.

Учили их по ускоренной программе — весь курс «диверсионных наук» занял лишь 3 дня: стрельба из винтовки, пистолета и метание гранат, бесшумное снятие часового, ориентирование на местности, минирование дорог, способы подрыва мостов…

Отчаянное положение на фронте не позволяло даже толком проверить, как каждый из бойцов освоил все эти премудрости — «экзамены» предстояло «сдавать» прямо в противостоянии с врагом. Уже 20 октября несколько групп, сформированных командованием спецчасти из новичков, были переброшены в тыл к гитлеровцам.

Теоретическую подготовку будущие партизаны и диверсанты проходили в нынешнем административном корпусе МЭИ. В числе прошедших жесточайший отбор было большое количество студентов и сотрудников МЭИ, многие воевали в партизанских отрядах, получая директивы и указания от штаба в/ч 9903.

Вот только некоторые из них:

Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №5
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №6
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №7
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №8
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №9
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №10
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №11
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №12
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №13
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №14
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №15
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №16
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №17
1 из 13

Скупые строки собранной статистики:

«Из двух тысяч личного состава в/ч 9903 погибли 951 человек, то есть почти каждый второй. В их числе: замучены в гестапо — 12 человек; повешены, расстреляны, сожжены заживо — 18 человек; погибли при десантировании или переходе линии фронта — 13 человек; погибли при минировании шоссе и железных дорог — 7 человек; подорвались на минах — 4 человека; пропали без вести — 348 человек. Большое количество пропавших без вести объясняется тем, что разведчики и диверсанты, уходя на задание, не имели при себе никаких документов и при гибели оставались неопознанными…»

В период битвы за Москву и контрнаступления наших войск войсковая часть 9903 подготовила и направила в тыл противника свыше 45 боевых отрядов. Некоторые группы выполняли задания по два и три раза. Всего за это время совершено 86 выходов в тыл противника для действий по его тылам, в том числе: в сентябре — 8, в октябре — 11, в ноябре — 36, в декабре — 14, в январе, феврале 1942 года — 17.

После разгрома немецких войск под Москвой в/ч №9903 приступила к подготовке групп и отрядов для действия в глубоком тылу противника.

Начиная с марта 1942 года, группы численностью 10-12 человек, обеспеченных, как правило, радиосвязью, перебрасывались на самолётах и десантировались в заданном районе. В августе-сентябре 1942 года были подготовлены и сброшены в тыл противника 4 оперативных центра численностью по 35 человек каждый. С сентября по ноябрь 1941 года в тылу противника действовали четыре отряда особого назначения по 100-120 человек каждый. В декабре 1942 года в/ч 9903 в полном составе была переведена в распоряжение разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии. В июле 1943 года несколько групп и отрядов были переданы штабу Западного фронта, основная же их часть осталась в распоряжении Разведуправления Генштаба.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, называя основные факторы, определившие историческую победу советских войск под Москвой, особо подчёркивал роль разведки.

«Нашей разведке удалось своевременно установить сосредоточение ударных группировок противника на флангах фронта обороны и правильно определить направление главных ударов». В этом деле есть весомый вклад и командиров, и бойцов в/ч №9903.

Около 500 человек были награждены орденами и медалями Союза СССР, в том числе орденом Ленина — 22 человека. За образцовое выполнение заданий командования в тылу противника пяти разведчикам Зое Космодемьянской, Лёле Колесовой, Ивану Банову, Григорию Линькову, Никите Дронову было присвоено звание Героя Советского Союза. Сотрудница МЭИ Елизавета Беневская награждена Орденом Красной Звезды.

Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №18
Особая разведывательно-партизанская организация в/ч 9903, изображение №19
1 из 2

На административном корпусе МЭИ (Красноказарменная улица, д.14) установлены мемориальные доски с именами Героев-партизан.

После расформирования войсковой части 9903 оставшиеся в живых разведчики создали ветеранскую организацию, которая на 1 мая 1998 г. насчитывала свыше 260 бывших бойцов.
Ветеранская организация особой разведывательно-партизанской части 9903 является коллективным членом Совета ветеранов военной разведки.

По материалам:

Совета ветеранов МЭИ

Книги «Мы шли к тебе 4 года…», Составители: Г.А. Бузыкин, Л.М. Кунбутаев

Интернет-ресурса https://1941-1942.ru/

Закрыть меню